Однажды, в незапамятные времена, вы вместе с 50
миллионами других были отправлены в марафонский забег, маршрут которого в
действительности был путем вашего рождения. Соотношение между вашими
физическими пропорциями и дистанцией, которую вам предстояло одолеть, было
таким же, как если бы вы сейчас, будучи взрослым, бежали настоящий марафон,
сражаясь с 50 миллионами конкурентов. Итак, вы бежали эту марафонскую
дистанцию, порой вы пускались вплавь, порой отталкивали соперников, вы
протискивались между ними, боролись против 50 миллионов без всякой поддержки с
чьей-либо стороны и вы победили! Вы доказали, что вы наилучшим образом готовы к
существованию. Вы достигли яйцеклетки, проникли в нее, слились с ней и соединили
гены, которые вы несли с собой на этой дистанции, с генами яйцеклетки. Вы сами
положили начало собственной жизни, иначе говоря, вы сами сделали выбор".
Хочу отметить еще и
то, что нет никого из живущих на этой Земле, кто оказался бы здесь в силу иных
причин, нежели та, которую мы описали, поэтому ваше пребывание
здесь абсолютно так же оправданно, как и пребывание любой другой личности. Входя в яйцеклетку и соединяясь с ее генами, мы и начинаем
путешествие под названием жизнь.
Путешествие под названием жизнь
Все начинается с того.
что одиночная клетка делится на две, на четыре, на восемь, шестнадцать, на
тридцать две, на шестьдесят четыре, сто двадцать восемь и так далее, пока на
свет не появляются миллионы клеток; при этом первая клетка передает другим
клеткам те гены, благодаря которым они становятся тем, чем впоследствии становимся
мы с вами. Эти гены знают, как мы должны выглядеть, знают цвет наших волос,
глаз и кожи, форму лица, рта, зубов, размер рук, ног и все, что связано с этим.
Гены также помнят, как нам удалось победить в том марафонском состязании, чтобы
оказаться здесь. Вы способны победить и добиться успеха.
Мое убеждение состоит в том, что память об успехе в марафоне сохраняется в
клетке и что эта память побуждает людей участвовать в различных состязаниях.
Тоже происходит и при зачатии. Это их клеточная память побуждает их к участию,
и происходит это совершенно бессознательно. И если эта память существует, нам
следовало бы обратить внимание на нее, не обязательно прибегая при этом к
участию в марафоне. Разнообразные вещи происходят с нами во время нашего
жизненного странствия. Они определяют наше поведение и видоизменяют способ,
которым мы чувствуем. Многие вещи, с которыми мы сталкиваемся, уменьшают
степень нашей свободы!} этой книге представлен обзор этих неприятных вещей,
которые ограничивают наш выбор, и описаны способы, которые позволяют нам
преодолеть эти ограничения и расширить нашу свободу.
Конечный пункт
С момента нашего
зачатия существует только одна вещь, которая предопределена для нас в нашем
путешествии по жизни, — то, что наступит день, когда наше путешествие подойдет
к концу и мы умрем. Мне хотелось бы, чтобы вы поразмыслили над перспективами
такого окончания путешествия, а также о том, что может произойти дальше. Я
хотел бы обсудить с вами три возможных варианта завершения вашего путешествия.
Первая возможность состоит в том, что, когда вы умрете, вы будете сожжены или
погребены в земле и таков будет конец. Но если этим исчерпывается все содержание
жизни, то она сама и ее организация становятся бессмысленными, поэтому я хотел
бы обсудить другую возможность.
Она состоит в том,
что, когда вы умираете, вы продолжаете движение к некоторому следующему пункту.
Если мы продолжаем двигаться куда-то дальше, то в чем смысл тех препятствий и
трудностей, с которыми сталкиваются люди, совершая свое первое путешествие?
Почему бы нам всем сразу не отправиться напрямик к этому самому следующему
пункту?
Поэтому хочу
предложить вам третью возможность, которую считаю единственной, заслуживающей
рассмотрения, даже если она неверна. Смысл этой гипотезы состоит в том, что
наше путешествие — это, в сущности, возможность перевести наше сознание в иной,
высший план существования. Это возможность стать зрелыми, найти способ преодоления
наших трудностей, стать ответственными за самих себя и перестать играть в
постоянный поиск виновного. Каждое наше чувство — это наш личный опыт, который
мы завоевываем для самих себя, и лишь мы сами ответственны за то, как мы
чувствуем. Если же мы начинаем обвинять других людей или перекладываем ответственность
за наши переживания на какие-то другие явления, мы играем в ту самую игру, под
названием "кто виноват?". Большинство из нас заняты этой игрой, нас
учат ей, начиная с раннего детства. Но стоит нам лишь начать упрекать других за
наши переживания, как мы начинаем стараться изменить людей или вещи, которые
мы считаем ответственными за них. Но такой выбор практически неосуществим,
поэтому в результате мы оказываемся в ловушке. Я приведу хороший пример этой
игры в поиск виновного, которую я наблюдал во время визита к своим знакомым. У
них была маленькая дочка, которой едва исполнился один год. Когда я зашел к
ним, она только-только училась ходить и чувствовала себя, естественно, весьма
неуверенно на своих ножках. Пересекая комнату, она с размаху налетела на стол и
со слезами упала на пол. К моему изумлению, родители дружно бросились к ней и
стали раздавать шлепки столу, приговаривая "какой нехороший у нас
стол". Это развеселило девочку, она перестала плакать и начала смеяться. Я
заметил: "Давайте задумаемся на секунду? А в чем, собственно виноват стол?
Пожалуй это он пострадал, ведь он никуда не двигался, поэтому вряд ли здесь
могла быть его вина". Родители девочки не поняли, что меня так озадачило,
настаивая на том, что их уловка сработала — ребенок перестал плакать и даже
начал смеяться. На этом наша дискуссия как будто закончилась, пока через
двадцать минут девочка снова не отправилась в путешествие по комнате, только на
этот раз она налетела на ногу отца. Она снова свалилась на пол с плачем.
"Нехороший папочка", — произнес я, и на этот раз всем стало ясно, что
я имел ввиду двадцатью минутами раньше. Сообразив, что прежняя тактика
превращает его в "нехорошего" , "бяку", папочка наклонился
и взял девочку на руки, чтобы разрядить ситуацию, которую он сам создал своим
обвинением в адрес стола. Девочка, однако, усвоила этот подход и теперь
переадресовала свое возмущение "нехорошему папочке", который в эту
минуту держал ее на руках. Поэтому она заплакала громче прежнего и обратила
свой взор к матери, при этом взгляд ее говорил: "Подойди и освободи меня
от этого чудовища". В свою очередь, мать девочки безошибочно истолковав
чувство ребенка, стремглав бросилась к девочке и выхватила ее из рук отца.
Очевидно, что поступок матери как бы вычеркнул отца из происходящего и завершил
его образ как "плохого". Он же, осознав, что сказанное мной только
что было справедливо, быстро схватил ребенка со словами "сейчас мы все это
уладим", и малышка заплакала еще громче. Мать взяла ее назад, и та,
совершенно обескураженная происходящим, стала плакать еще сильнее. Отец и мать
девочки основательно поспорили в тот вечер, а затем продолжили дебаты утром.
Игра в "поиск виновного" сбила с толку ребенка и создала своего рода
вакуум между отцом и матерью, который ни один из них не нашел в себе силы
преодолеть.
Цель жизни состоит в том, чтобы повзрослеть,
достичь зрелости, перестать играть в игру "кто виноват?" и стать
ответственным за самого себя, таким образом поднимая свое сознание на иной,
высший уровень. Трудности, с которыми мы сталкиваемся, совершая наше
путешествие, являются своего рода тестами, которые указывают, продвигаемся мы
вперед или остаемся на месте. Если мы совершаем движение к высшему плану
сознания, то мы продолжаем это движение и с завершением жизни; если этого не
происходит, нам придется повторить весь цикл еще раз. Это единственная гипотеза,
заслуживающая того, чтобы размышлять над ней, даже если она ошибочна. Если мы
принимаем ее, мы обретаем цель в нашей жизни, которая состоит в том, чтобы,
разрешив наши трудности, мы смогли перейти на более высокий план существования
и тогда с нашей смертью продолжили бы движение к более высокому уровню бытия. Если
после смерти мы не обнаружим этого более высокого уровня бытия, то по крайней
мере не будем совершать этого кружения в постоянном разочаровании и вынесем
самое существенное из этой жизни. Ведь, очевидно, это и есть цель жизни как
таковой — распорядиться ей наилучшим образом.
Из книги «Как стать родителем самому себе». Джеоф Грэхэм